Сначала немного истории для понимания (картинки для наглядности вставлю потом)
1. MARK 1
Провода от батареи идут напрямую к мотору. Плюсовый провод замыкается контактной группой. Иногда в плюс так же добавляют одноразовый предохранитель.
Плюсы - быстрое срабатывание, простота схемы.
Минусы - очень сильное нагревание всех элементов вплоть до расплавления отдельных участков. Частые КЗ, приводящие к смерти аккумуляторов. Предохранители перегорают постоянно. На моторе идёт активное икрение, коптящее детальки и сжигающее внутреннюю обмотку.
2. MARK 2
Используется автомобильное реле (как правило - от "поворотников"). Минусовой провод от батареи идёт к мотору, плюсовой - в реле. Контактная группа замыкает управляющие контакты реле, после чего оно (реле) замыкает плюсовой провод.
Плюсы - исключается тепловая нагрузка из самого слабого места схемы - контактной группы. Исключается КЗ, падающее на аккумулятор.
Минусы - крайне низкая надёжность схемы, большие габариты, мЕньшая устойчивость к влаге, замедленное срабатывание, падение мощности на первоначальном раскручивании ("первый вжик") становится очень явным из-за задержки.
3. MARK 2++
Всё то же самое, но в схему добавляются от одного до пяти конденсаторов, которые слегка нивелируют эффект "первого вжика". Эффективность сомнительна и не проверена. Увеличиваются габариты. Единственный плюс - конденсаторы "гасят" искру на моторе, благодаря чему он меньше коптится и дольше живёт.
4. MARK 3
В страйкбольную жизнь приходит микроэлектроника
Вместо реле ставится транзисторный ключ, как правило, BTS555. Схема та же, но ключ значительно меньше по габаритам, надёжнее и защищеннее. Почти всем нам известна проводка от фирмы Powerlabs.
Плюсы - влагоустойчивость, надёжность, малые габариты. Минимизировано искрообразование.
Минусы - нагрев при работе вплоть до выхода из строя. Эффект "первого вжика" очень сильный, что критично при работе с одиночным огнём.
А теперь сладкое
5. MARK 4.
Вместо PROFET-транзистора, работающего по плюсовому каналу, ставится MOSFET-транзистор. По сравнению с PROFET он работает значительно быстрее, со значительно мЕньшим тепловыделением. Однако при этом требует схемы, включающей микроэлементы для управления транзистором.
Плюсы - скорость срабатывания в разы быстрее BTS555, почти нет эффекта "первого вжика", значительно мЕньшее тепловыделение, ещё сильнее погашено искрообразование.
Минусы - усложнённая схема, увеличенное количество проводов.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Так вот. Мы вчера провели первое испытание нашего собственного MARK 4. Оно было вполне успешным. Схема работала, температурный режим был в норме, гирбокс палил со страшной силой.
Текущие ключевые плюсы и минусы:
Плюсы:
1. Высокая скорость реакции;
2. Очень низкий нагрев проводов и элементов;
3. Продуманная и надёжная защита от КЗ и статики;
4. Схемы под любую компоновку приводов (для любого расположения аккумулятора);
5. Высокая энергоёмкость - гарантирована работа при питании до 25 вольт.
Минусы:
1. Габариты "ключа" чуть больше, чем у Powerlabs;
2. Механически сломать легче, чем BTS-ку
Отредактировано Aidaho (2012-08-13 11:23:32)